2021-2022

УТВЕРЖДАЮ                                        

Директор государственного     

    учреждения образования                        

«Средняя школа  № 8 г.Полоцка»

___________М.В.Катушёнок

«___» марта 2021 г.

 

           Календарный план работы реализации инновационного проекта

«Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного

отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи» на 2021/2022 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный

Форма

предоставления отчета

1.      

Утверждение состава участников  инновационного проекта на 2021/2022 учебный год

август,

2021 г.

Заместитель

директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Приказы

2.      

Определение тем самообразования   педагогов - участников проекта, по проблеме инновационной деятельности

август,

2021 г.

Заместитель

директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Перечень тематик

3.      

Реализация контрольно - управленческой функции руководства учреждения

в течение года

Директор школы

 Катушёнок М.В.

Дневники инновационной деятельности

4.      

Анализ рефлексивных материалов и анкет

в течение года

Педагог- психолог

Силява Е.В.

Информация

5.      

Организация работы консультационного пункта «Вопрос-ответ» для  педагогических работников, родителей и учащихся  (по запросам)

август,

2021 г.

Заместитель

директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.,

педагог- психолог

Силява Е.В.

План работы консультационного пункта, материалы для консультаций, журнал учёта проведения консультаций

6.      

Работа консультационного пункта

в течение года

Заместитель

директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Информация

7.      

Корректировка и утверждение планов работы предметных методических объединений, творческой группы, семинаров, родительских собраний по теме проекта

август,

2021 г.

Заместитель директора по учебной работе

Баринова Г.В.,

заместитель директора по воспитатель-ной работе

 Кунцевич Д.И.

Планы работы

 

8.      

Проведение инструктивно-методических совещаний с участниками инновационного проекта:

1.План реализации инновационного проекта на 2021/2022 учебный год.

2.Нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность

август,

2021 г.

 

 

 

 

 

сентябрь, 2021 г.

Заместитель директора по учебной работе

Баринова Г.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

 

 

 

 

Лист регистрации, протокол

 

 

 

9.      

Обсуждение плана реализации инновационного проекта на августовском итоговом педсовете

август,

2021 г.

Директор школы

Катушёнок М.В.

Протокол педсовета, выступление

10.   

Научно-практический семинар по совершенствованию психолого-педагогической компетенции педагогов в рамках работы над проектом

август,

2021 г.

Заместитель

директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.,

педагог- психолог

Силява Е.В.

План, протокол семинара

 

11.   

Научно-практический семинар «Современные формы и методы воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся»

октябрь

2021г.,

январь

2022 г.

 

Заместитель

директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.,

 

Систематизированные материалы семинара

12.   

Разработка мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

сентябрь 2021г.

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Сценарии мероприятий

13.   

Заключение договоров о сотрудничестве с историко-культурными учреждениями региона

октябрь

 2021 г.

Заместитель директора по воспитательной работе

 Кунцевич Д.И.

Договора

14.   

Разработка планов сотрудничества  с историко-культурными учреждениями региона

октябрь

2021 г.

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Планы

15.   

Подборка диагностических методик для изучения гражданской и патриотической  позиции учащихся

сентябрь 2021 г.

Педагог-психолог

Силява Е.В.

Банк диагностичес-ких методик

16.   

Проведение диагностических исследований

октябрь

2021 г.

Педагог-психолог

Силява Е.В.

Информация

17.   

1.Организация и проведение воспитательных мероприятий:

1.1. проведение тематических информационных и классных часов;

1.2. школа пионерских наук;

1.3. торжественные приёмы в ряды ОО «БРПО», ОО «БРСМ»;

1.4. участие в реализации инициативы молодежного парламента «Скориновские дни в Полоцке-2021»

1.5. пиар-акция «Пионерское

 PROдвижение»;

1.6. день пожилого человека (акция «Коктейль поздравлений» для жителей микрорайона Мариненко);

1.7. день Матери (праздничный концерт «Мой ангел-хранитель»;

1.8. час Памяти «Её звали Василёк…», посвященный дню рождения Героя Советского Союза Татьяны Мариненко;

1.9. день Конституции (акция «Мы – граждане Республики Беларусь»);

 

10. день юного героя-антифашиста (митинг «Героями не рождаются, героями становятся!»);

11. реализация районного проекта «Гражданский долг на страже мира» (торжественная программа «Долг. Честь. Память», посвящённая Дню памяти воинов-интернационалистов);

12. день Защитника Отечества (Рыцарские турниры «Самым мужественным – посвящается!»);

13. день Победы (патриотический фестиваль «Победный май»), акции «Ветеран живет рядом», «Цветы Победы», «Обелиск», «#ПолоцкПомнит»-создание видеороликов, посвящённых ветеранам Великой Отечественной войны, республиканской акции «Беларусь помнит»; республиканской патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним; республиканского гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце»;

 

14. день Государственного Герба и Государственного Флага Республики Беларусь (районный праздник «Квітней, Беларусь!»)

15. день Независимости Республики Беларусь  (торжественный митинг «Я люблю Беларусь!»

в течение года

 

в течение года

 

 

 

в течение года

 

1 сентября

 

 

 

13 сенября

 

 

 

1 октября

 

 

 

 

14 октября

 

25 января

 

 

 

 

 

15 марта

 

 

 

 

8 февраля

 

 

 

15 февраля

 

 

 

 

 

 

23 февраля

 

 

 

9 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 мая

 

 

 

 

 

3 июля

Заместитель директора по воспитательной работе

 Кунцевич Д.И., педагоги-организаторы

Сценарии мероприятий

18.   

Проведение месячника гражданско-патриотического воспитания

январь-февраль

 2022 г.

(по отдельному плану)

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

План проведения, сценарии мероприятий

 

 

19.   

Проведение Уроков Мужества, классных часов, встреч с кадровыми военными

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

 Кунцевич Д.И.

Сценарии мероприятий

20.   

Реализация районного проекта «И помнит мир спасённый…»

май 2022г.

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Проект

21.   

Планирование и реализация воспитательных общешкольных мероприятий в рамках реализации проекта

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

 Кунцевич Д.И.

Планы, сценарии мероприятий, информация

22.   

Организация и проведение занятий клуба военно-исторической реконструкции «Память», выступления клуба на мероприятиях различного уровня

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.,

руководитель клуба военно-исторической реконструкции «Память»

Королёнок С.О.

 

 

Программа занятий клуба

23.   

Организация турпоходов по историческим местам

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Информация, отчеты

24.   

Создание Книги памяти знаменитых выпускников школы

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Книга памяти

25.   

Организация работы школьного музея воинов-интернационалистов (организация исследовательской работы на базе музея, пополнение экспозиций музея, проведение на базе музея тематических выставок, уроков мужества, лекций, семинаров)

в течение года

Руководитель школьного музея

Королёнок С.О.

Экскурсионная программа

26.   

Проведение учебных занятий тематической направленности

(в рамках учебных программ)

в течение года

Заместитель директора по учебной работе

Баринова Г.В.

Планы-конспекты учебных занятий

27.   

Организация и участие в исследовательской деятельности учащихся «Первый шаг в науку», «Я познаю мир», республиканской научно-практической конференции «Великая Отечественная война: история и память», конференции учащихся «Нам этот мир завещано беречь»

в течение года

Заместитель

директора по учебной работе Баринова Г.В.

Исследовательские работы учащихся

28.   

Реализация информационно-образовательного проекта «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина»

в течение года

(по отдельному плану)

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Пост-релиз, пресс-релиз

мероприятий

29.   

Пополнение банка данных современных  методических средств

в течение года

Заместитель директора по учебной работе

Баринова Г.В.

 

Банк данных

30.   

Участие в республиканских патриотических акциях «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!»,

проведение экскурсий в воинские части

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Фотоотчёт, пресс-релиз

31.   

Консультация «Ведение педагогического дневника»

1 раз в полуго-дие

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Дневники инновационной деятельности, лист регистрации

32.   

Тематическая консультация «Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности»

ноябрь,

2021 г.

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Лист регистрации, материалы консультации

33.   

Участие в  региональных семинарах и конференциях

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Материалы конференций и семинаров, публикации

34.   

Работа творческой группы  по теме педсовета «Воспитание личности, гражданина, патриота – залог успешного будущего»

в течение года

Руководитель творческой группы

План работы,   систематизиро-ванные материалы

35.   

Создание и апробация дидактического обеспечения  внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа в учебной и внеклассной работе посредством использования историко-культурных ресурсов региона

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Кунцевич Д.И.

Дидактические материалы

36.   

Проведение тренинговых занятий «Я – лидер!»

в течение года

Педагог- психолог

 Силява Е.В.,

педагоги-организаторы

Тябут Д.А.,

Леонович А.Н.

Программы занятий

37.   

Проведение мероприятий по ознакомлению обучающихся с избирательным законодательством Республики Беларусь, достижениями в социально-экономической, научной, спортивной, культурной сферах, в том числе: встреч, круглых столов, конференций, интернет-форумов с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны и труда, освещение вопросов избирательного права на официальном интернет-сайте учреждения образования

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Фотоотчёт,

пресс-релиз

38.   

Анализ промежуточных результатов реализации инновационного проекта

март,

2022 г.

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Графики, схемы, диаграммы, выводы

39.   

Педагогический совет «Воспитание личности, гражданина, патриота – залог успешного будущего»

март,

2022 г.

Директор школы Катушенок М.В.

Протокол, приказ педсовета

40.   

Промежуточный отчет о ходе внедрения инновационного проекта.

 

апрель,

2022 г.

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.,

заместитель директора по учебной работе

Баринова Г.В.

Отчет, панорама опыта (выставка – презентация)

41.   

Участие в районных военно-патриотических играх «Зарничка» для учащихся III-IV классов, «Зарница» для учащихся IX-XI классов

апрель-май

2022 г.

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Фотоотчёт

42.   

Создание видеочелленджа по итогам 2021/2022 учебного года «Наши достижения»

май,

2022 г.

Заместитель директора по воспитательной работе Кунцевич Д.И.

Видеоролик

СПРАВКА о промежуточных результатах реализации творческого проекта «Внедрение модели управления непрерывной подготовкой педагогов в системе «ИРО – УМК – УО» к формированию метапредметной компетентности обучающихся»

06.09.2022

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление по образованию Витебского облисполкома

Управление по образованию Полоцкого райисполкома

 

 

СОГЛАСОВАНО

Консультант:

Гелясина Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук,

доцент, заведующий кафедрой

педагогики, психологии и

частных методик

ГУДОВ « Витебский областной

институт развития образования»

___________________________

8(012)37 07 73;   8(033)613 45 28;

е-mail: elena_popkova@list.ru

УТВЕРЖДАЮ

Директор

государственного учреждения

образования «Полоцкий районный учебно-методический центр»

________ Л.С.Улосевич

«___»_________

 

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации творческого проекта

«Внедрение модели управления непрерывной подготовкой педагогов в системе «ИРО – УМК  – УО» к формированию метапредметной компетентности обучающихся»

 

Сроки реализации: 2021-2023

 

Руководитель учреждения образования:

Улосевич Лариса Сергеевна,

директор государственного учреждения образования «Полоцкий                 учебно-методический центр»

8 (0214) 74 29 28

8 (029)519 56 34

Витебская область, г. Полоцк

пр-т  Ф.Скорины, 10, 211400

Е-mail: Umc-polotsk@guo.ghu.by

 

 

 

 

 

 

 

г. Полоцк, 2022

 

              Тема проекта «Внедрение модели управления непрерывной подготовкой педагогов в системе «ИРО – УМК  – УО» к формированию метапредметной компетентности обучающихся»

Сроки проекта     2021 -2023 годы

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Руководитель проекта Улосевич Лариса Сергеевна, директор государственного учреждения образования «Полоцкий районный учебно-методический центр»

Консультант: Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»;

         Участники творческого проекта:

         Государственное учреждение «Полоцкий районный учебно-методический центр»

        Государственное учреждение образования «Базовая школа № 3 г. Полоцка»

        Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Полоцка»

        Состав участников по государственному учреждению образования «Средняя школа № 8 г. Полоцка»:

Методическое сопровождение проекта  Катушенок Марина Викторовна, руководитель учреждения образования, Осколкова Валентина Алексеевна, заместитель директора по учебной работе

Психолого-педагогическое сопровождение проекта Силява Елена Вячеславовна, педагог-психолог

Члены творческой группы, поддерживающие инициативу:

Сосновская Валентина Николаевна, учитель белорусского языка и литературы высшей кв.категории;

Бокина Тамара Владимировна, учитель белорусского языка и литературы высшей кв.категории;

 

Меницкая Ольга Вячеславовна, учитель физики и математики I кв. категории;

Титова Валентина Витальевна, учитель английского языка I кв. категории; руководитель районного методического формирования «Школа молодого учителя английского языка»

Щербакова Наталья Михайловна, учитель английского языка I кв. категории;

Пранник Кристина Валерьевна, учитель английского языка I кв. категории;

Рожкова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Сорокина Ксения Александровна, учитель химии I кв. категории; руководитель районного методического объединения учителей химии;

Лагутик Анна Ивановна, учитель биологии I кв. категории; руководитель районной творческой группы учителей биологии;

Короленок Сергей Олегович, учитель истории второй кв. категории;

Николаева Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, руководитель районного методического объединения учителей 4 классов.

Малиновская Валентина Михайловна, учитель начальных классов I кв. категории.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

          Решение задачи формирования метапредметных компетенций обучающихся  напрямую зависит от  уровня профессионализма педагогов. Достижение метапредметных результатов обучения – качественно новая задача, поставленная перед школой. Каждый учитель по-своему учит, каждый ученик по-своему воспринимает, но в результате обучения у учащихся должны быть сформированы метапредметные компетенции, позволяющие им реализовать себя в любых жизненных и профессиональных обстоятельствах.

Одна из основных задач школы  – развитие личности учащегося, обучение его рациональным приемам овладения научной информацией самостоятельно. Задача – «научить учиться» через предмет и применять знания в нестандартных ситуациях. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, необходимо грамотное технологическое обеспечение учебного метапредметного занятия. Существенным фактором совершенствования уровня профессионализма педагога выступает непрерывность процесса профессионального образования. В последипломный период непрерывность реализуется за счет преемственности курсового и межкурсового периодов повышения квалификации педагогов. Анализ сложившейся в регионе практики показывает, что далеко не всегда межкурсовой период является логическим продолжением курсового повышения квалификации. В этой связи представляется актуальным поиск организационных форм повышения квалификации в межкурсовой период, выявление подходов к определению содержания этой работы и разработка управленческой модели преемственно реализуемого повышения квалификации в системе «ИРО – УМК – УО». При этом ИРО обеспечивает научно-методическое сопровождение работы, УМК выступает как организационно-методический центр и координатор ее реализации на уровне района, а учреждения образования осуществляют учебно-методическую работу с педагогами на локальном уровне. 

         Цель творческого проекта:

         выявить механизм управления непрерывной подготовкой педагогов в системе «ИРО – УМК – УО» к формированию метапредметной компетентности обучающихся

         Задачи проекта:

  1. Уточнить состав, структуру и критерии сформированности профессиональных компетенций современного педагога.
  2. Разработать диагностическое обеспечение модели формирования профессиональных компетенций педагогов в условиях функционирования системы ИРО – УМК – УО.
  3. Создать организационно-методическое обеспечение функционирования системы «ИРО – УМК – УО» по обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогов в межкурсовой период.
  4. Разработать программу реализации кураторской методики и создать ее методическое обеспечение.
  5. Обеспечить научно-методическое и организационно-методическое сопровождение функционирования педагогических мастерских (районный и учрежденческий уровни).
  6. Создать условия для осуществления непрерывного повышения квалификации педагогов на стажировочных площадках.
  7. Выявить организационно-педагогические условия эффективного внедрения модели управления непрерывным повышением квалификации педагогов в системе «ИРО – УМК – УО» и спрогнозировать возможные риски.

Система управления реализацией инновационного проекта

Управление инновационной деятельностью в учреждении образования базировалось на проблемно-деятельностном подходе. Информационно-аналитическая, контрольно-регулирующая и рефлексивная деятельность управленческой команды позволяли своевременно и оперативно вносить изменения в календарный план работы, реестр тем педагогических исследований. Периодически проводилось информирование всего педагогического коллектива о ходе и результатах творческого проекта, выступление членов инициативной группы на постоянно-действующем научно-практическом семинаре.

В ходе реализации проекта осуществлялся самоконтроль за организацией образовательного процесса по учебным предметам в контексте метапредметного подхода, оценка деятельности учителя на учебном занятии проводилась на основе критериев сформированности различных метапредметных умений учащихся. Проводилась диагностика сформированности профессиональной компетентности педагогов, оценка уровня готовности педагогов к формированию метапредметной компетентности обучающихся.

Эффективность условий для реализации инновационного проекта

Решение задачи формирования метапредметных компетенций обучающихся напрямую зависило от готовности учителя к решению данной задачи и возможности по созданию им необходимых для этого условий.

Кадровое обеспечение. При реализации проекта в 2021/2022 учебном году в состав творческой группы вошли учителя математики, русского, белорусского и английского языков, истории, химии и биологии, начальных классов.

Материально-техническое обеспечение. Для организации образовательного процесса в учреждении образования имеются технические средства обучения:  два мультимедийных проектора, 10 принтеров и многофункциональных  устройств,   13 телевизоров, 3 интерактивные сенсорные панели (мультиборды). Два компьютерных класса (22 компьютера), кабинеты физики, математики, химии и биологии, истории, английского языка, белорусского, русского языка и литературы оборудованы современными электронными средствами обучения, которые подключены к сети широкополосного Internet. Педагогами широко используются онлайн-сервисы для построения индивидуальной траектории обучения в образовательном процессе:   Plickers, Stampsy,  Quizlet;  онлайн- сервисы по созданию интерактивных дидактических материалов: learning Apps, Kahoot, Quizizz; образовательные платформы: Google Сlassroom, УЧИ.ru, Coreapps,  Adukar.by,Yaklass.by.

Научно-методическое и информационно-методическое обеспечение.

Научно-методическое сопровождение охватывало диагностический, личностно-деятельностный и аналитико-коррекционный аспекты. Работа над проектом осуществлялась согласно календарному плану реализации творческого проекта в 2021/2022 учебном году (Приложение 1).

Заместителем директора по учебной работе Осколковой В.А. осуществлялась координация совместной деятельности педагогов школы, районного методического центра и научного консультанта по реализации инновационного проекта. Проводились заседания Совета школы, методического совета по промежуточным результатам творческой деятельности. Для развития и совершенствования методологической культуры педагогов проводились научно-практические семинары, педагогические советы, методические мастерские по использованию КОЗов, электронных ресурсов, техник визуализации учебного материала, методические декады. Используя кураторскую методику, организовано взаимопосещение уроков учителей и проведение аспектного анализа, способствующего совместному поиску стратегии развития метапредметных компетенций учащихся. В процессе осуществления учебной деятельности, педагоги, посещая уроки, осуществляли наблюдение за профессиональной деятельностью учителя в целях определения уровня готовности к формированию метапредметной компетентности обучающихся.

В рамках психолого-педагогического сопровождения проекта проведена входная диагностика  выявления мотивации и готовности педагогов к профессиональному самосовершенствованию.

Выполнение программы и плана реализации проекта

1.Проведены заседания методических объединений учителей-предметников по изучению технологии педагогических мастерских, по внедрению кураторской методики как инструмента непрерывного повышения квалификации педагогов.

2.Проведена методическая мастерская «Формирование метапредметных компетенций обучающихся», на которой выработаны методические рекомендации по подготовке педагогом метапредметного учебного занятия, по формированию учебно-управленческих, универсально-логических  компетенций учащихся, методические рекомендации по использованию облачных технологий в образовательном процессе (Приложение 2).

  1. В течение года организованы методические декады по учебным предметам с панорамой открытых учебных занятий с проведением аспектного анализа уроков, ориентированных на формирование метапредметной компетентности учащихся.  Анализ посещенных уроков показал, что для реализации поставленных задач по формированию метапредметных компетенций, использовались следующие технологии: технология сотрудничества (Титова В.В.), информационно-коммуникационные технологии, онлайн-сервисы (Меницкая О.В., Щербакова Н.М.), технология многомерных дидактических инструментов (Лагутик А.И., Сорокина К.А.,), технология интерактивного обучения (Сосновская В.Н.), технология межпредметной интеграции (Пранник.В., Шибанова Т.М.). На всех учебных занятиях активно использовались различные техники визуализации учебного материала.
  2. Проведены постоянно-действующие научно-практические семинары педагогов по проблеме исследовательского обучения, использованию технологии визуализации учебной информации, изучению кураторской методики и технологии педагогических мастерских (Приложение 3).
  3. Сравнение результатов исходного и промежуточного состояния работы над творческим проектом проведено на заседании методического совета школы.

 Результаты инновационной деятельности

        В результате работы над творческим проектом повысился уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу формирования метапредметных компетенций учащихся, улучшилась мотивация педагогов к инновационной исследовательской деятельности, публикациям своего опыта. Для педагогов, участвующих в реализации проекта, характерны: высокий уровень восприимчивости инновационной работы, постоянный поиск себя в этой инновации, потребность в создании новых образовательных продуктов, отражающих видение эффективных педагогических практик.  По результатам самодиагностики педагогов на высоком уровне сформированы профессиональные, коммуникативные, информационные, личностные, психолого-педагогические и управленческие компетенции, на среднем уровне – духовно-нравственные, исследовательские и социально-педагогические компетенции.

                  По результатам оценки педагогами уровня своей готовности к формированию метапредметной компетентности обучающихся следует, что 73% педагогов высоко оценивают уровень своей готовности к формированию метапредметной компетентности обучающихся. Данный процент педагогов считает целесообразным повышение квалификации, направленное на подготовку педагога к формированию метапредметной компетентности обучающихся. 27% педагогов имеют средний уровень готовности к формированию метапредметной компетентности обучающихся.

Выявление мотивации и готовности педагогов к профессиональному самосовершенствованию показало, что у 68% педагогов выражен внутренний локус мотивации, 32% педагогов имеют внешний локус мотивации. У 100% педагогов направленность мотива – достижение.

      Среднюю степень достижения имеют 32% педагогов, довольно высокая потребность в достижении у 45% педагогов, высокая потребность в достижении у 23% педагогов.

         По результатам определения уровня удовлетворённости профессией у 34% педагогов средний уровень удовлетворённости, удовлетворённость выше среднего у 36% педагогов, высокий уровень у 30% педагогов.

Диагностика выявления уровня сформированности рефлексивных способностей педагогов показала, что у 27% педагогов высокий уровень сформированности способности к рефлексии, у 40% педагогов довольно высокий уровень, у 33% средний уровень сформированности способности к рефлексии, что указывает на ситуативные проявления способностей педагогов к рефлексии.

Вывод: входная диагностика позволила оценить исходное состояние уровня готовности педагогов к формированию метапредметной компетентности и условия, детерминирующие эффективность повышения квалификации.

Значимым фактором, побуждающим большинство педагогов повышать свою квалификацию,  является внутренний локус мотивации, указывающий на личное желание и стремление педагога к профессиональному самосовершенствованию. Направленностью мотива у педагогов является мотив достижения. Большинство педагогов имеют высокую потребность в достижении. Доминирующий мотив профессионального самосовершенствования у педагогов - мотив личностного роста. Педагоги имеют потребность в самореализации. Высокий уровень удовлетворённости профессией.

        Исходя из результатов психодиагностического обследования педагогов можно сделать вывод, что педагоги имеют высокий уровень готовности к формированию метапредметной компетентности обучающихся и высокий уровень мотивации к профессиональному самосовершенствованию (Приложение 4).

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

         Педагоги-новаторы активно участвовали в республиканских и областных семинарах, научно-практических конференциях, вебинарах по формированию информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций учащихся, что позволяло им повысить свой профессионализм.

         В целях распространения продуктивного педагогического опыта по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках белорусской литературы  в январе 2022 года приняли участие в Республиканских научных чтениях «Жыццё, адданае Слову», доклад учителя Сосновской В.Н. вошел в электронный сборник методических материалов чтений.

          В целях совершенствования профессиональных компетенций в области информатизации образования учитель русского языка Бриль О.О. и учитель начальных классов Дегтярева Н.В. освоили образовательную программу обучающих курсов «Облачные сервисы в профессиональной деятельности педагога», учитель начальных классов Семченок Э.А. – программу курсов «Современные электронные средства визуализации учебного материала».

          В целях совершенствования профессиональных умений по формированию коммуникативных компетенций обучающихся учителя английского языка Титова В.В., Жданович Т.В. участвовали в тематическом семинаре «Эффективные методы и приемы развития речи в процессе обучения иностранному языку», учитель начальных классов Катуженец Т.В. освоила программу обучающих курсов «Развитие базовых компетенций XXI века у учащихся начальных классов».                         

 Педагоги-новаторы, учитель математики Меницкая Ольга Вячеславовна и учитель начальных классов Малиновская В.М. в этом учебном году стали победителями областного этапа Республиканского конкурса «Компьютер. Интернет. Образование»  в номинации «Интерактивный плакат» (диплом I и III степеней).

          В январе 2022 года в научно-практическом журнале «Современное образование «Витебщины» опубликованы  две статьи:  опыт работы учителя химии Сорокиной К.А. по формированию метапредметных компетенций учащихся, используя межпредметную интеграцию, дана технологическая карта бинарного урока по теме «Химия крови».  Педагог-новатор Сосновская В.Н. представила опыт работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся с использованием технологии интерактивного обучения, опубликован урок белорусской литературы в 6 классе по теме «Сяргей Тарасаў. Ефрасіння Полацкая”.

              Учителя школы в текущем учебном году являлись активными участниками тематических семинаров, вебинаров областного центра педагогических инициатив в работе с интеллектуально-одаренными и высокомотивированными учащимися по развитию исследовательских компетенций (Валевко Е.В., Малиновская В.Н., Дегтярева Н.В., Осколков И.В., Дегтярев И.П., Вруновская О.И., Меницкая О.В., Шнипова А.А., Меницкая О.В., Метла Т.В., Шибанова Т.М., Лагутик А.И., Титова В.В., Жданович Т.В., Иваскевич Е.В., Леонович А.Н., Леошко С.А., Силява Е.В.).

            Условием эффективного внедрения предложенной модели прежде всего является комплекс дидактических средств, который разработан в ходе инновационной работы. В названный комплекс вошли: практико-ориентированные задания, маршрутные листы, опорные конспекты, логико-смысловые схемы учебного материала, памятки для учащихся, электронные дидактические средства. В рамках проведения методических мастерских с молодыми педагогами района разработаны памятки, методические рекомендации по формированию учебно-управленческих, универсально-логических, коммуникативных, информационных и гносеологических компетенций учащихся. Молодые педагоги познакомились со способами конструирования компетентностно-ориентированных заданий (руководитель Титова В.В.). Районной творческой группой учителей биологии разработан сборник дидактических заданий по биологии для учащихся 8 класса в целях успешного формирования метапредметных компетенций с использованием техник визуализации учебной информации (руководитель Лагутик А.И.). Педагогом-новатором  Меницкой О.В. разработаны методические рекомендации по созданию электронных интерактивных плакатов по математике в 6 классе» (Приложение 5).

 

Заключение

Ожидаемые результаты от внедрения данного творческого проекта можно рассматривать в двух планах: методическом и личностном. Говоря о методических результатах, в ходе проекта:

       уточнена структура и критерии сформированности профессиональных компетенций современного педагога;

            разработано диагностическое обеспечение модели формирования профессиональных компетенций педагогов в условиях функционирования системы ИРО – УМК – УО;

обеспечено освоение и внедрение технологии «методической мастерской»;

      изучена кураторская методика и обеспечено её внедрение в методическую работу учреждения образования как способа повышения профессионализма учителей;

       изучены методические приемы и образовательные технологии, способствующие развитию метапредметных компетенций обучающихся;

разработаны дидактические материалы, необходимые для эффективного функционирования модели.

Что касается личностного плана внедрения инновационной модели, то к окончанию работы над творческим проектом в этом учебном году:

 повысился уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся, показатели качества образования имеют также положительную динамику;

сформированы умения организовывать процесс обучения учащихся и организации методической работы с использованием приёмов технологии педагогических мастерских;

сформированы умения организовывать взаимодействие между педагогами, активно используя кураторскую методику, умения производить аспектный анализ уроков;

повысился уровень профессиональных компетентностей педагогов-участников проекта, уровень мотивации к публикации своего педагогического опыта.

 

Заместитель директора по учебной работе             В.А.Осколкова

Приложения (электронный вариант)

  1. Календарный план реализации областного творческого проекта
  2. Методические рекомендации по формированию метапредметных компетенций.
  3. Выступления на методических мероприятиях.
  4. Результаты диагностики педагогов.
  5. Дидактические материалы для учащихся (интерактивные плакаты по математике).

 

свернуть