Профильные классы педагогической направленности

Профильные классы педагогической направленности – эффективный способ ориентации учащихся на получение педагогических специальностей

                                                 

          Сегодня в системе общего среднего образования в центре повышенного внимания – профильное обучение. Это обусловлено необходимостью уже в школьные годы создать условия для успешного личностного самоопределения, помочь учащимся осознать ответственность за реализацию своих жизненных планов и профессиональных целей.

      Проблемы профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся сегодня особенно актуальны для руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Организация работы профильного класса педагогической направленности осуществляется поэтапно. В первую очередь, проводится допрофильная и допрофессиональная подготовка учащихся 9 классов. А именно:

*ведется информационная работа с родителями учащихся 9 классов с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, осознанного выбора профессии педагога;

        *проводится профориентационная работа с учащимися 9 классов;

        * проводится диагностика психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей учащихся 9 классов;

        *осуществляется мониторинг качества знаний учащихся 9 классов по профильным предметам, отслеживание среднего балла свидетельства об общем базовом образовании;

        * проводится сбор заявлений законных представителей учащихся о выборе профиля обучения и заявлений на организацию факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».

       И на этой основе составляется приказ об открытии профильного класса педагогической направленности.

       Какова модель функционирования педкласса?

       Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Также они осваивают программу обязательных факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», которые дают возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, а педагогам – объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности.

Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы. Так, учащиеся педагогического класса принимают активное участие в школьных Днях самоуправления, проводят уроки, классные и информационные часы в начальной школе, в V-VI классах, организовывают подвижные игры на переменах, участвуют в воспитательных мероприятиях групп продленного дня. И им очень нравится выступать в роли учителя. А кто планирует поступать на специальности «Практическая психология», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика» дополнительно занимаются с педагогом-психологом, социальным педагогом, совместно с учителями-дефектологами проводят коррекционные занятия в интегрированных классах.

В рамках организации допрофессиональной педагогической подготовки с учащимися педкласса проводятся анкетирование, индивидуальные консультирования, психодиагностика по изучению профессиональной направленности, тренинги по профориентации. Учащиеся педкласса принимают активное участие во всех конкурсах и олимпиадах. С выпускниками 11 класса, планирующими поступать на педагогические специальности, ведется работа по составлению индивидуальных портфолио «Я – педагог», которые нужны для собеседования при поступлении в учреждения высшего образования. В конце года педагогическим советом школы выдается рекомендация для поступления на педагогические специальности. Выпускникам педагогических классов предоставляется льгота при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

          На базе средней школы №8 г. Полоцка профильные группы педагогической направленности функционируют с 2015/2016 учебного года.

Привить любовь к профессии педагога может только учитель с большой буквы, творческий и мудрый. Первые два года факультативные занятия в педклассе проводила Сайковская Татьяна Олимповна, преподаватель Полоцкого педагогического колледжа, педагог-психолог высшей квалификационной категории, которая стала победителем в Республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку для педагогов, реализующих программы профильной педагогической подготовки, в номинации «Эрудиция и креативность».

        С 2017 года межшкольный факультатив «Введение в педагогическую профессию» ведет учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Валевко Елена Валентиновна. Елена Валентиновна постоянно повышает свой методический уровень по реализации программы профессиональной педагогической подготовки учащихся. В 2017 году участвовала в областном семинаре-практикуме «Организация допрофильной и допрофессиональной педагогической подготовки учащихся» на базе СШ №14 г.Витебска, в 2018 году – в Республиканском семинаре-практикуме «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на второй ступени общего среднего образования» на базе гимназии №5 г.Витебска», в 2019 году – в Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт, перспективы», опубликована статья в электронном сборнике материалов конференции.

Большую профориентационную работу по профессиональному самоопределению учащихся педклассов проводит педагог-психолог школы Силява Е.В. В третьем номере журнала «Современное образование Витебщины» Елена Вячеславовна совместно с выпускницей педкласса 2020 года Русецкой Елизаветой поделилась опытом работы по подготовке учащихся педкласса к поступлению в педуниверситет.

         Профильные группы педагогической направленности работают четыре года и за этот период наши учащиеся приняли результативное участие в республиканских и областных мероприятиях по данному направлению. В 2016 году учащийся X класса Ядревский Никита стал призером Республиканской научной олимпиады по педагогике в номинации «Инновационность мышления». В 2017 году учащиеся педкласса получили диплом II степени в Республиканском конкурсе «Будущие педагоги – о школе будущего» в номинации «Лучшее литературное творчество», в 2018 году учащиеся педкласса, а именно команда «Victory» завоевала диплом II степени в областной образовательно-познавательной игре «Педагогический баттл», в 2020 году – приняли участие в Международной практической конференции, посвященной 75-летию образования ООН (дистанционно).

Результатом хорошо организованной допрофессиональной подготовки учащихся педклассов является результативное поступление в учреждения высшего образования на педагогические специальности: в 2018 году -60%, 2019 году -50%, в 2020 году – 50%. Учащиеся педкласса обучаются в Витебском государственном университете им. П.М.Машерова и в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка по различным специальностям: «Химия. Биология», «Физика. Математика», «Информатика. Математика», «Русский язык. Китайский язык», «Русский язык. Английский язык», «Начальные классы», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика».

В этом учебном году на базе X класса средней школы №8 создана профильная группа педагогической направленности в количестве 10 человек. Выпускников XI педагогического класса в этом учебном году – 7 учащихся, из них 5 (71%) учащихся планируют поступать на следующие педагогические специальности: «Социальная работа», «Олигофренопедагогика», «Дошкольное образование», «Русский язык. Английский язык».

Системный и творческий подход к организации деятельности профильных классов педагогической направленности будет способствовать тому, что уже в самом ближайшем будущем в учреждения высшего образования придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии. А это значит, что в скором времени учреждения образования получат яркое молодое поколение компетентных педагогов, уважающих и ценящих свою профессию! 

2021-2022 учебный год

 

          Организация работы профильного класса педагогической направленности в СШ №8 осуществляется поэтапно. В первую очередь, проводится допрофильная и допрофессиональная подготовка учащихся 9 классов. А именно:

*ведется информационная работа с родителями учащихся 9 классов с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, осознанного выбора профессии педагога;

         *проводится профориентационная работа с учащимися 9 классов;

         * проводится диагностика психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей учащихся 9 классов;

         *осуществляется мониторинг качества знаний учащихся 9 классов по профильным предметам, отслеживание среднего балла свидетельства об общем базовом образовании;

         * проводится сбор заявлений законных представителей учащихся о выборе профиля обучения и заявлений на организацию факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».

        И на этой основе составляется приказ об открытии профильного класса  педагогической направленности.

        Какова модель функционирования педкласса?

        Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Также они осваивают  программу обязательных факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», которые дают возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, а педагогам – объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности.

Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы. Так, учащиеся педагогического класса принимают активное участие в школьных Днях самоуправления, проводят уроки, классные и  информационные часы в начальной школе, в V-VI классах, организовывают подвижные игры на переменах, участвуют в воспитательных мероприятиях групп продленного дня. И им очень нравится выступать в роли учителя. А кто планирует поступать на специальности «Практическая психология», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика» дополнительно занимаются с педагогом-психологом, социальным педагогом, совместно с учителями-дефектологами проводят коррекционные занятия в интегрированных классах.

В рамках организации допрофессиональной педагогической подготовки с учащимися педкласса проводятся анкетирование, индивидуальные консультирования, психодиагностика по изучению профессиональной направленности, тренинги по профориентации. Учащиеся педкласса принимают активное участие во всех конкурсах и олимпиадах. С выпускниками 11 класса, планирующими поступать на педагогические специальности, ведется работа по составлению индивидуальных портфолио «Я – педагог», которые нужны для собеседования при поступлении в учреждения высшего образования. В конце года педагогическим советом школы выдается рекомендация для поступления на педагогические специальности. Выпускникам педагогических классов  предоставляется льгота при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

         Межшкольный факультатив «Введение в педагогическую профессию» ведет учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Валевко Елена Валентиновна. Елена Валентиновна постоянно повышает свой методический уровень по реализации программы профессиональной педагогической подготовки учащихся. В 2017 году участвовала в областном семинаре-практикуме «Организация допрофильной и допрофессиональной педагогической подготовки учащихся» на базе СШ №14 г.Витебска, в 2018 году – в Республиканском семинаре-практикуме «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на второй ступени общего среднего образования» на базе гимназии №5 г.Витебска», в 2019 году – в Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт, перспективы», опубликована статья в электронном сборнике материалов конференции.

Большую профориентационную работу по профессиональному самоопределению учащихся педклассов проводит педагог-психолог школы Силява Е.В. В третьем номере журнала «Современное образование Витебщины» Елена Вячеславовна совместно с выпускницей педкласса 2020 года Русецкой Елизаветой поделилась опытом работы по подготовке учащихся педкласса к поступлению в педуниверситет.

          Профильные группы педагогической направленности работают  четыре года и за этот период наши учащиеся приняли результативное участие в республиканских и областных мероприятиях по данному направлению. В 2018 году учащиеся педкласса, а именно команда «Victory»  завоевала диплом II степени в областной образовательно-познавательной игре «Педагогический баттл», в 2020 году – приняли участие в Международной практической конференции, посвященной 75-летию образования ООН.

Результатом хорошо организованной допрофессиональной подготовки учащихся педклассов является результативное поступление в учреждения высшего образования на педагогические специальности: в 2018 году -60%, 2019 году -50%, в 2020 году – 50%, в 2021 году – 71%. Учащиеся педкласса обучаются в Витебском государственном университете им. П.М.Машерова и в Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка по различным специальностям: «Химия. Биология», «Физика. Математика», «Информатика. Математика», «Русский язык. Китайский язык», «Русский язык. Английский язык», «Начальные классы», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика».

В этом учебном году на базе X класса средней школы №8 создана профильная группа педагогической направленности в количестве 9 человек. Выпускников XI педагогического класса в этом учебном году – 6 учащихся, из них 4 (67%) учащихся планируют поступать на следующие педагогические специальности: «Социальная работа», «Олигофренопедагогика», «Начальное образование», «Русский язык. Английский язык».

Системный и творческий подход к организации деятельности профильных классов педагогической направленности будет способствовать тому, что уже в самом ближайшем будущем в учреждения высшего образования придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии.