2018-2020

С 2018 года государственное учреждение образования «Средняя школа №8 г.Полоцка» начинает работу над новым инновационным проектом республиканского уровня.

Тема проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования и в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодежи».

Сроки проекта    2018 -2021 годы

 

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Разработчики проекта:

Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования», тел.+375-33-613-45-28

Осколкова Валентина Алексеевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №8 г.Полоцка», тел.+375-33-648-93-50

Руководитель проекта Катушенок Марина Викторовна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Полоцка»

Научные консультанты:

Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»

Гелясин Александр Евгеньевич, кандидат физико-математических наук, проректор по учебной работе ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования», учитель-методист

Количество участников

13 педагогов, педагог-психолог;35 учащихся V класса, 26 учащихся VII класса.

Состав участников

Методическое сопровождение проекта Осколкова Валентина Алексеевна, заместитель директора по учебной работе

Психолого-педагогическое сопровождение проекта Силява Елена Вячеславовна, педагог-психолог

Члены творческой группы, поддерживающие инициативу:

Меницкая Ольга Вячеславовна, учитель физики I кв. категории;

Кириенко Наталья Станиславовна, учитель математики I кв. категории;

Титова Валентина Витальевна, учитель английского языка I кв. категории;

Щербакова Наталья Михайловна, учитель английского языка I кв. категории;

Пранник Кристина Валерьевна, учитель английского языка I кв. категории;

Бриль Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы I кв. категории;

Рожкова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Сосновская Валентина Николаевна, учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Бокина Тамара Владимировна, учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Оболевич Ирина Витальевна, учитель информатики I кв. категории

Сорокина Ксения Александровна, учитель химии I кв. категории;

Березина Ольга Валерьевна, учитель биологии I кв. категории;

Короленок Сергей Олегович, учитель истории II кв. категории.

Справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление по образованию Витебского облисполкома

Управление по образованию Полоцкого райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 8 г. Полоцка»

 

СОГЛАСОВАНО

Консультанты:

Гелясина Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук,

доцент, заведующий кафедрой

педагогики, психологии и

частных методик

ГУДОВ « Витебский областной

институт развития образования»

___________________________

8(012)370773;  8(033)6134528;

elena_popkova@list.ru

УТВЕРЖДАЮ

Директор

государственного учреждения

образования «Средняя школа №8

г. Полоцка»

________ М.В.Катушенок

«___»_________

   Гелясин Александр Евгеньевич,

   проректор по учебной работе

   ГУДОВ « Витебский областной

   институт развития образования»

   кандидат физико-математических                   

   наук

    _____________________________                                                                                                                           

   Контактный телефон 8(029)5110856;

   е-mail: heljasin@mail.ru

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования и в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодежи»

Сроки реализации: 2018-2021

Руководитель учреждения образования:

Катушенок Марина Викторовна,

директор государственного учреждения образования «Средняя                    

школа № 8 г. Полоцка»

8 (0214) 77 28 06

8 (033)814 95 81

Витебская область, г. Полоцк

ул. Мариненко, 20, 211412

Е-mail: school8@bk.ru

 

г. Полоцк, 2019

 Тема проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования и в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодежи».

Сроки проекта     2018 -2021 годы

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Учреждение образования Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Полоцка»

Руководитель проекта Катушенок Марина Викторовна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Полоцка»

Консультанты: Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»;

Гелясин Александр Евгеньевич, проректор по учебной работе ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования», кандидат физико-математических наук

Количество участников

13 педагогов, педагог-психолог;23 учащихся 5 «В» класса, 27 учащихся 7 «А» класса

Состав участников

Методическое сопровождение проекта Осколкова Валентина Алексеевна, заместитель директора по учебной работе

Психолого-педагогическое сопровождение проекта Силява Елена Вячеславовна, педагог-психолог

Члены творческой группы, поддерживающие инициативу:

Сосновская Валентина Николаевна, учитель белорусского языка и литературы высшей кв.категории;

Бокина Тамара Владимировна, учитель белорусского языка и литературы высшей кв.категории;

 

Меницкая Ольга Вячеславовна, учитель физики I кв. категории;

Кириенко Наталья Станиславовна, учитель математики I кв. категории;

Титова Валентина Витальевна, учитель английского языка I кв. категории;

Щербакова Наталья Михайловна, учитель английского языка I кв. категории;

Пранник Кристина Валерьевна, учитель английского языка I кв. категории;

Рожкова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Бриль Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы I кв. категории;

Оболевич Ирина Витальевна, учитель информатики I кв.категории;

Сорокина Ксения Александровна, учитель химии I кв. категории;

Березина Ольга Валерьевна, учитель биологии I кв. категории;

Короленок Сергей Олегович, учитель истории второй кв.категории.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Реализовать образовательные стандарты, ориентированные на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Ориентация на развитие у учащихся таких базовых способностей, как мышление, воображение, рефлексивная способность, способность целеполагания или самоопределения, речевая способность определяет специфику метапредметной интеграции. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса от целеполагания до оценивания результатов образования.

Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, необходимо грамотное технологическое обеспечение учебного занятия при формировании метапредметных компетенций учащихся. Технологизация компетентностно-ориентированного урока должна быть следующей: цель-деятельность-компетенция. Роль учителя - организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, консультант, менеджер образовательного процесса, позволяющий ученикам самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающий учащихся в активную деятельность по поиску, усвоению и переработке информации.

Решение задачи формирования метапредметных компетенций обучающихся напрямую зависит от готовности учителя к решению данной задачи и возможности по созданию им необходимых для этого условий.

Цель инновационного проекта:

выявить механизмы формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.

 

Задачи инновационного проекта:

1.    Выявить сущность и структуру метапредметного результата обучения на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V-VI и VII – IX классов.

2.          Разработать диагностическое обеспечение модели формирования комплекса предметных и метапредметных компетенций.

3.    Выявить особенности процесса формирования метапредметных компетенций обучающихся в процессе освоения ими учебных программ по различным учебным предметам.

4.    Создать технологическое и методическое обеспечение модели.

5.    Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели.

 

 

Система управления реализацией инновационного проекта

Управление инновационной деятельностью базировалось на системном, проблемно-деятельностном, ситуационном, динамическом подходах.

Управленческий цикл по реализации республиканского инновационного проекта включает в себя несколько этапов:

формирование мотивации творческой группы к реализации проекта;

разработка стратегии и тактики реализации проекта (программа инновационной деятельности и календарные планы ее реализации);

определение в соответствии со сформулированными задачами проекта конечных результатов каждой из них;

анализ и корректировка процесса и результатов деятельности;

рефлексия процесса и содержания инновации на всех этапах ее внедрения, анализ и обработка полученных результатов, планирование дальнейшего развития учреждения образования с учетом результатов инновационной деятельности.

Информационно-аналитическая, контрольно-регулирующая и рефлексивная деятельность управленческой команды позволяли своевременно и оперативно вносить изменения в программу и календарные планы работы, план-график повышения квалификации педагогов.

Периодически проводилось информирование всего педагогического коллектива о ходе и результатах инновационного проекта, выступление членов инициативной группы на постоянно-действующем научно-практическом семинаре и вовремя проведения методической декады в рамках подготовки педагогического совета: «Технологизация образовательного процесса в условиях формирования метапредметных компетенций учащихся второй ступени общего среднего образования» (январь 2019 г.).

В ходе реализации проекта осуществлялся самоконтроль за организацией образовательного процесса по учебным предметам в V и VII классах в контексте компетентностного подхода, проводился мониторинг качества знаний учащихся. Организована практико-исследовательская деятельность педагогов согласно реестру тем педагогических исследований.

Эффективность условий для реализации инновационного проекта

Решение задачи формирования метапредметных компетенций обучающихся напрямую зависит от готовности учителя к решению данной задачи и возможности по созданию им необходимых для этого условий.

Кадровое обеспечение

Для реализации проекта определен состав творческой группы педагогов первой и высшей квалификационных категорий, обеспечивающих формирование метапредметных компетенций учащихся V и VII классов на учебных занятиях по физике и математике, русскому и английскому языку, белорусскому языку и литературе, информатике, истории, химии и биологии.

Имеется опыт по внедрению в педагогическую практику активных форм и методов организации обучения и воспитания, в особенности технологии многомерных дидактических инструментов, технологии развития критического мышления учащихся, технологии межпредметной интеграции, проблемного и кооперативного обучения.

Материально-техническое обеспечение

В учреждении образования осуществляется целенаправленная работа по эффективному вовлечению в образовательный процесс средств информатизации. Имеется 2 компьютерных класса (22 компьютера), которые подключены к сети широкополосного Internet.

Для организации образовательного процесса в учреждении образования имеются технические средства обучения: два мультимедийных проектора, 8 принтеров и многофункциональных устройств, 12 телевизоров. Кабинеты физики, химии и биологии, истории, английского языка, белорусского языка и литературы оборудованы современными электронными средствами обучения.

Научно-методическое и информационно-методическое обеспечение.

Научно-методическое сопровождение многопланово и охватывает диагностический, проектно-конструкторский, личностно-деятельностный, аналитико-коррекционный аспекты. Согласно диагностическому аспекту проведена оценка кадровой составляющей инновационного потенциала учреждения образования. Выявлены степени профессиональной креативности педагогов-новаторов, направленности их личности, мотивы включения в инновационную деятельность (Приложение 1).

Проектно-конструкторский аспект сопровождения предусматривает координацию заместителем директора по учебной работе Осколковой В.А. совместной деятельности педагогов школы, районного учебно-методического кабинета и научного консультанта по разработке и реализации инновационного проекта.

Согласно личностно-деятельностному аспекту сопровождения проекта проведены заседания Совета школы, методического совета по вопросу организации инновационной деятельности в учреждении образования. Для развития и совершенствования методологической культуры педагогов проводились научно-практические семинары, педагогические советы, методические декады. В рамках инновационного проекта педагогам предоставлялись возможности посещения республиканского семинара с участием консультанта проекта, кандитата педагогических наук, Гелясиной Елены Владимировны и Коломиец Ольги Михайловны, директора Международного Института профессионального развития педагога, где был проведен мастер-класс по развитию метапредметных регулятивных умений учащихся на основе mind technology (технологии организации мыследеятельности). Педагоги-новаторы активно участвуют в республиканских семинарах по использованию дидактических и диагностических материалов, разработанных в контексте компетентностного подхода, в процессе обучения различным учебным предметам. 

Возросла самообразовательная активность педагогов, которая выражается в самостоятельном освоении педагогами новых моделей обучения и воспитания, конструировании новой практики по проектированию метапредметного учебного занятия.  Организовано посещение уроков учителей и проведение анализа уроков, способствующего совместному поиску стратегии развития метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.

В рамках психолого-педагогического сопровождения проекта проводятся занятия по формированию и оцениванию уровня сформированности личностной рефлексии учащихся, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей и стремлений, по формированию рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Организованы тренинги по развитию познавательной сферы подростков V и VII классов, формированию коммуникативных и контрольно-оценочных умений учащихся при осуществлении сотрудничества в ходе учебной деятельности. Проведена диагностика уровня сформированности целеполагания, уровня сформированности учебных действий учащихся 7 «А», диагностика уровня сформированности учебно-познавательного интереса учащихся 5 «В» класса (Приложение 2).

Выполнение программы и плана реализации проекта

Согласно календарному плану инновационной работы разработаны индивидуальные программы самообразования учителей творческой группы по теме проекта, составлен реестр тем педагогических исследований (Приложение 3).

В целях повышения профессиональной компетенции педагогов организованы психолого-педагогические студии по развитию познавательной сферы в подростковом возрасте, научно-практические семинары по проблеме метапредметного подхода в образовании, проектированию образовательных веб-квестов и бинарных учебных занятий,  проведен педсовет с панорамой открытых метапредметных учебных занятий с использованием технологии кооперативного обучения, интерактивного и проблемного обучения.

Оптимальной является система формирования метапредметных компетенций учащихся средствами межпредметной интеграции, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их творческих способностей, логического мышления, обеспечивает возможность учиться самостоятельно, работать с дополнительными источниками информации. Педагогами-новаторами разработаны программы реализации межпредметных связей учебных предметов по всем разделам учебных программ V и VII классов, проведены открытые бинарные учебные занятия по русскому языку и химии (тема «Глагол в физических и химических явлениях»), географии и биологии (тема « Многообразие растений. Природные зоны Африки»), интегрированные уроки по русской литературе и искусству (тема «Н.А.Некрасов.Крестьянские дети»), белорусской литературе, искусству и истории Беларуси (тема «А.Вярцінскі.Рэквіем па кожным чацвертым»).

Сравнение результатов исходного и промежуточного состояния инновационной работы проведено на заседании методического совета школы.

 Результаты инновационной деятельности

В результате проведенной инновационной работы уточнены состав, структура и критерии сформированности метапредметных компетенций учащихся V и VII классов (учебно-управленческих, универсально-логических, информационных, исследовательских, коммуникативных, гносеологических, теоретико-онтологических, технико-технологических). Проведена корректировка календарно-тематического планирования (отражение формирования метапредметных компетенций в развивающей цели урока). Разработана методическая инструментовка процесса подготовки педагога к проведению метапредметного учебного занятия, определены технологические аспекты формирования компетенций учащихся (Приложение 3). Уточнены критерии уровневого анализа урока с позиций компетентностного подхода (Приложение 4).

В ходе проекта разработаны программы реализации межпредметных связей учебных предметов по всем разделам учебных программ V и VII классов (Приложение 5). Все вышеперечисленные разработанные методические материалы позволили повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу формирования метапредметных компетенций учащихся. Результаты диагностики показали, что повысился уровень мотивации и готовности педагогов к самообразовательной деятельности. Собеседование с педагогами школы и диагностика помогли выявить проблемы и недочеты, имеющие в работе по формированию метапредметных компетенций, наметить пути их устранения. По результатам анкетирования наиболее часто у учителей вызывает трудности формирование у учащихся следующих метапредметных компетенций: проведение самооценки, самоанализа; формирование умений развивать мысль в логике поставленного вопроса, устанавливать причинно-следственные связи, давать оценку полученному результату на каждом этапе урока и в конце урока; формирование умений рефлексивной деятельности учащихся на каждом этапе урока (Приложение 6).

Накоплен банк технологических карт уроков с использованием современных образовательных технологий, бинарных и интегрированных уроков, позволяющих повысить качество образования. Разработаны комплексы дидактических средств по учебным предметам для учащихся V и VII классов, необходимые для эффективного функционирования модели и способствующие успешному развитию метапредметных компетенций учащихся.

В ходе проведенной инновационной работы, правильной организации компетентностно-ориентированных уроков получен самый важный результат: повысился уровень академической успешности учащихся, наблюдается развитие положительной учебной мотивации учащихся: формирование устойчивых познавательных мотивов, усиление внутренней направленности учебной мотивации. Проведена самодиагностика уровня сформированности учебно-управленческих, учебно-логических, информационных и гносеологических компетенций. У учащихся 5 «В» класса лучше всего развиты следующие умения: умение отобрать среди предложенных вариантов наиболее рациональные способы их решения, умение дать оценку своей деятельности, умение выделять главное, умение отобрать нужную информацию, умение работать с параграфом учебника, умение использовать интернет-ресурсы.

У учащихся 7 «А» класса: умение распределять рабочее время, умение выделять главное, умение осуществить поиск необходимой информации, умение работать с параграфом учебника, умение использовать интернет-ресурсы. Некоторые учащиеся затрудняются давать оценку полученному результату, исправлять допущенную ошибку, работать со схемами и моделями, работать с задачей, составлять план прочитанного (Матвеева Д., Найденова Н.,Чижевский Г., Гиргель У., Селистровский С., Адамов М., Бережкова А., Пальческая Л.Казакевич К., Массон М., Войтенок А., Бухаловец О.).

 Результаты диагностики уровня сформированности целеполагания у учащихся 7 «А» класса показали, что 22% учащихся способны принимать только простейшие задания, даваемые в форме прямого указания и не предполагающие выделения промежуточных целей. 37% учащихся (второй уровень) способны принимать лишь практические задачи, но не теоретические. 15% учащихся (третий уровень) охотно принимают и выполняют практические задачи, вместо собственно познавательного содержания задания («Почему нужно делать именно так») на первый план в сознании ребенка выходит практическое задание («Как нужно делать»). 22% учащихся (четвертый уровень) хорошо осознают требование собственно познавательной теоретической задачи, определяют предстоящие учебные действия. Учащийся может дать четкие ответы на вопросы типа «Что нового ты узнал?» на всех этапах выполнения задания. 4% учащихся (пятый уровень) самостоятельно формулируют познавательную цель, направленную на выявление общего способа решения целой системы задач (Приложение 6).

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

1.Проведены заседания методических объединений учителей-предметников по проблеме компетентностного подхода в образовании, составлению программ использования межпредметных связей по определенным темам учебных предметов.

2.Проведен педагогический совет по теме «Технологизация образовательного процесса в условиях формирования метапредметных компетенций учащихся», на котором рассмотрены возможности использования на уроках различных образовательных технологий, которые способствуют успешному формированию компетенций учащихся (Приложение 7).

3.Организованы постоянно-действующие научно-практические семинары педагогов по внедрению модели формирования метапредметных компетенций учащихся, на которых раскрыта специфика реализации процессуальной составляющей данной модели, рассмотрен её содержательный компонент и технологическое обеспечение, уточнены состав, структура и критерии сформированности  метапредметных компетенций учащихся второй ступени образования, рассмотрены технологические аспекты кооперативного обучения, виды межпредметной интеграции, роль бинарных уроков в формировании метапредметных компетенций учащихся.

4. Заслушаны отчеты учителей по результатам инновационной деятельности на заседании методического совета школы.

5. На уровне учреждения образования обобщен продуктивный педагогический опыт учителя химии Лагутик А.И. по теме «Формирование универсально-гносеологических компетенций учащихся через использование логико-смысловых моделей».

6.Организована методическая декада с панорамой открытых метапредметных уроков в V и VII классах с использованием современных образовательных технологий:

урок английского языка в VII классе по теме «Подготовка к празднованию Рождества» с использованием проектной технологии и элементами сингапурской методики, учитель Титова В.В.;

урок белорусского языка в VII классе по теме «Сказы са звароткамі, знакі прыпынку” с использованием технологии интерактивного обучения, учитель Сосновская В.Н.;

урок физики в VII классе по теме «Плотность» с использованием технологии проблемного обучения, учитель Меницкая О.В.;

урок информатики в VII классе по теме «Час программирования «» с использованием облачной технологии, учитель Оболевич И.В.

бинарный урок химии и русского языка в VII классе по теме «Глагол в физических и химических явлениях», учителя Сорокина К.А., Бриль О.О.;

бинарный урок географии и биологии в VII классе по теме «Многообразие растений. Природные зоны Африки», учителя Березина О.В., Бабуль Ю.М.;

интегрированный урок по русской литературе и искусству в V классе по теме «Н.А.Некрасов. Крестьянские дети», учитель Рожкова Е.В.;

интегрированный урок по белорусской литературе, искусству и истории Беларуси в VII классе по теме «А.Вярцінскі.Рэквіем па кожным чацвертым», учитель Бокина Т.В..

Технологические карты уроков оформлены в методические брошюры (Приложение 8).

7.Разработаны разновариантные комплексы дидактических средств по белорусскому, русскому, английскому языкам, истории для учащихся V класса и выпущены методические сборники:

В.В.Титова «Сборник компетентностно-ориентированных заданий по английскому языку для учащихся V классов (повышенный уровень)»;

Н.М.Щербакова «Сборник «интеллект- карт» по английскому языку для учащихся V классов»;

В.Н.Сосновская “Зборнік заданняў па беларускай літаратуры для форміравання камунікатыўных кампетэнцый вучняў V класса (з выкарыстаннем інтэрактыўных метадаў і прыёмаў)”;

Е.В.Рожкова «Сборник практико-ориентированных заданий по разделам учебной программы «Русский язык. V класс»;

С.О.Короленок «Комплекс заданий (текстов) для нахождения ошибки и работы с ошибками. «Всемирная история. V класс»;

8.Разработаны разновариантные комплексы дидактических средств по белорусскому, русскому, английскому языкам, математике и физике, информатике, химии и биологии для учащихся VII класса и выпущены методические сборники:

Т.В.Бокина “Зборнік заданняў па белраскай мове для развіцця камунікатыўных кампетэнцый вучняў VII класса”;

К.В.Пранник «Комплекс дидактических заданий по английскому языку для учащихся 7 класса (предтекстовые и послетекстовые упражнения)»;

И.В.Оболевич«Веб-квест «Искатели сокровищ» (https://sites.google.com/view/sokrovishcha/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F)

Н.С.Кириенко «Комплекс дифференцированных заданий по алгебре и задач практического содержания по геометрии для учащихся VII класса»;

О.В.Меницкая «Методические разработки учебных занятий по физике в VII классе с содержанием практико-ориентированных задач»;

О.В.Бриль «Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся VII класса»;

К.А.Сорокина «Сборник логико-смысловых моделей и мыслительных листов по химии для учащихся VII классов»;

О.В.Березина «Методические разработки метапредметных уроков и комплекс дидактических заданий по биологии, способствующих формированию универсально-логических компетенций учащихся VII классов» (Приложение 9).

Заключение

Работа над данным инновационным проектом:

1. Содействует повышению эффективности учебных занятий и способствует развитию метапредметных компетенций учащихся:

 - развитию приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

 - развитию умений осуществлять обработку информации, в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию;

 - формированию у учащихся навыков самоконтроля и самооценки; самовыражению чувств и эмоций учащихся, рефлексивной деятельности;

 - эффективному усвоению учебного материала через активизацию познавательной деятельности;

 - проявлению и развитию поисковой активности учащихся и педагогов, формированию исследовательских умений.

2. Помогает педагогам правильно построить компетентностно-ориентированный урок согласно следующей технологизации: цель – деятельность – компетенция, необходимым условием которого является личное включение учащегося в активную деятельность по поиску, усвоению и переработке информации.

3. Содействует обеспечению преемственности обучения, созданию метапредметного фундамента для успешного продолжения обучения на третьей ступени общего среднего образования.

Значимость результатов реализации инновационного проекта

В ходе инновационного исследования педагогический коллектив убедился в правильности направлений деятельности при реализации проекта. Мы установили, что в современных условиях актуальность решения проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы значительно возросла. Работа в инновации  показала, что происходит передача учащимся не только знаний, а способов работы со знаниями. Поэтому очень важно, что педагоги-инноваторы  разрабатывают методические пособия, дидактические практикумы, компетентностно-ориентированные задания, логико-смысловые модели, способствующие развитию метапредметных компетенций учащихся.

 

 

Заместитель директора по учебной работе             В.А.Осколкова

свернуть

Программа инновационной деятельности

I.       Подготовительный этап (август 2018 года)

1. Ознакомление педагогов – участников инновационного проекта с основными идеями. Обсуждение проекта на педагогическом совете.

2. Организация внутриучрежденческой методической учебы с привлечением научного консультанта.

3. Создание творческой группы педагогов – реализаторов инновационного  проекта. Разработка педагогами – участниками проекта индивидуальных программ реализации инновационных идей на 2018/2019 учебный год.

4. Разработка индивидуальных программ самообразования по теме проекта.

5. Диагностика инновационного потенциала педагогов, включаемых в работу по реализации проекта.

6. Разработка системы управления деятельностью по внедрению в государственном учреждении образования «Средняя школа №8 г. Полоцка» модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.

7. Разработка научно-методического сопровождения проекта.

8. Работа с родительской общественностью с целью ознакомления их с основными идеями проекта, обеспечения понимания значимости формирования у учащихся метапредметных компетенций, их положительном влиянии на академическую успешность, работа по формированию у родителей положительного отношения к осуществляемой инновационной деятельности и заинтересованности в успешности ее проведении, создание у родителей опережающего образовательного запроса на формирование у обучающихся метапредметных компетенций.

 

II.                 Организационный (сентябрь-ноябрь 2018 года)

1. Осуществление консультационной работы по реализации инновационного проекта.

2. Проведение входной диагностики с целью выявления уровня сформированности метапредметных компетенций у учащихся V-IX классов.

3. Создание информационной образовательной среды учреждения образования по реализации инновационного проекта.

4. Разработка комплекса условий (организационно-управленческих, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективное внедрение модели формирования метапредметных компетенций у учащихся на второй ступени общего среднего образования.

5. Разработка локальной документации, регламентирующей деятельность в рамках реализации проекта.

 

III.               Реализационный этап (декабрь 2018 года – март 2021 года)

1. Работа по реализации планов осуществления инновационного проекта.

2. Разработка дидактического обеспечения процесса формирования метапредметных компетенций у учащихся на второй ступени общего среднего образования.

3.Разработка основных «линий преемственности» в метапредметном содержании учебных программ V-IX классов.

4. Разработка программ реализации межпредметных связей учебных предметов для успешного формирования метапредметных компетенций в условиях межпредметной интеграции.

5. Проведение учебных и факультативных занятий, на которых будет осуществлено внедрение разработанного дидактического обеспечения.

6. Осуществление мониторинговых исследований динамики уровня сформированности метапредметных компетенций.

7. Подведение промежуточных итогов, их коллегиальное обсуждение.

8. Осуществление научно-методического сопровождения процесса внедрения модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.

 

IV.              Рефлексивно-аналитический этап (апрель - май 2021 года)

1. Проведение выходной диагностики уровня сформированности метапредметных компетенций у учащихся на второй ступени общего среднего образования.

2. Изучение, интерпретация и обобщение результатов внедрения модели формирования метапредметных компетенций у учащихся на второй ступени общего среднего образования.

3. Анализ эффективности внедряемых с целью формирования метапредметных компетенций технологий и разработанного дидактического обеспечения.

4. Обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта. Оформление созданных материалов, подготовка к ознакомлению педагогической общественности с полученными результатами. 

5. Разработка методических рекомендаций, раскрывающих возможности внедрения модели формирования метапредметных компетенций у учащихся на второй ступени общего среднего образования в широкую практику.

свернуть