2016-2018

С 2016/2017 учебного года школа работала над реализацией Республиканского инновационного проекта "Внедрение модели формирования метапредметных компетентностей учащихся в условиях профильного обучения".

Работа над данным инновационным проектом:

 1. Помогает педагогам правильно построить компетентностно-ориентированный урок согласно следующей технологизации: цель – деятельность – компетенция, необходимым условием которого является личное включение учащегося в активную деятельность по поиску, усвоению и переработке информации. Педагоги усвоили основную задачу – «научить учиться» учащихся через предмет и применять знания в нестандартных ситуациях, а также роль учителя – организатор активной познавательной деятельности учащихся, консультант, менеджер образовательного процесса, позволяющий ученикам самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающий учащихся в активное решение созданной проблемы по изучаемому профильному предмету.

 2. Содействует повышению эффективности учебных занятий и способствует развитию метапредметных компетентностей учащихся:

 - развитию приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

 - развитию умений осуществлять обработку информации, в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию;

 - формированию у учащихся навыков самоконтроля и самооценки; самовыражению чувств и эмоций учащихся, рефлексивной деятельности;

 - эффективному усвоению учебного материала через активизацию познавательной деятельности учащихся и систематизацию знаний;

 - проявлению и развитию поисковой активности учащихся и педагогов, формированию исследовательских умений.

3. Содействует обеспечению преемственности общего среднего образования и высшего образования, созданию метапредметного фудамента для успешного продолжения обучения в университете.

Сформированные метапредметные компетентности позволят учащимся эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению учебно-познавательных проблем.

О результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетентностей учащихся в условиях профильного обучения»

Приложение 1. Психолого-педагогическое сопровождение

Приложение 2. Методические материалы, рекомендации

Приложение 3. Диагностика педагогов

Приложение 5. КТП по проф.предметам с метапредметным подходом

Приложение 6. Материалы педсовета по компетентностному подходу

Приложение 7. Материалы педсовета по межпредметной интеграции

Приложение 8. Уроки метапредметные 10кл

Приложение 9. Бинарные метапредметные уроки 11 проф. классы

Приложение 10. Дидактическое обеспечение проекта

Приложение 11. Исследовательские работы 

На состоявшемся 5 января 2018 года заседании педсовета школы «От межпредметных целей к интегрированному учебному занятию в контексте компетентностного подхода: от идеи к реализации» был проведен анализ деятельности педагогов по формированию метапредметных компетентностей учащихся в условиях межпредметной интеграции и намечены пути и способы совершенствования работы в данном направлении. Определены критерии эффективности компетентностного интегрированного урока и выявлены противоречия практики в вопросах подготовки интегрированных и бинарных уроков. Проведена панорама открытых бинарных уроков в XI профильных классах, интегрированных уроков по белорусскому языку и литературе, информатике и русскому языку, искусству, математике и предмету «Человек и мир» и дана экспертная оценка эффективности формирования метапредметных компетентностей.

  Проведена диагностика учителей по определению уровня профессиональной компетентности учителя, анкетирование учащихся, педагогов и родителей по проблеме межпредметной интеграции, по вопросу сформированности навыков организации учебного труда учащихся. Проведены психодиагностические исследования учащихся с целью определения уровня интнллектуального развития и уровня сформированности коммуникативных и информационных компетенций учащихся XI профильных классов. Произведена оценка и самооценка уровня сформированности метапредметных компетентностей учащихся XI классов.

  На открытых интегрированных и бинарных уроках успешно использовались учебные мультимедийные презентации, технические средства обучения, дидактические и наглядные материалы.

Решение педагогического совета

1.Администрации школы:

  1.1. Обеспечить высокий уровень качества образовательного процесса в условиях профильного обучения через эффективное использование современных форм, технологий и методик обучения и воспитания средствами межпредметной интеграции.

Срок исполнения: второе полугодие 2017/2018 уч.года

  1.2. Осуществлять внутренний контроль за качеством допрофильной подготовки, качеством преподавания профильных предметов, наличием целостного комплекса научно-методического обеспечения профильного обучения, качеством подготовки выпускников к сдаче централизованного тестирования.

Срок исполнения: постоянно

  1.3.Провести научно-практический семинар по обобщению опыта учителей в рамках работы над республиканским инновационным проектом «Внедрение модели формирования метапредметных компетентностей учащихся в условиях профильного обучения»

Срок исполнения: март 2017/2018 уч.года

2. Методическому совету, руководителям методических объединений:

  2.1.На заседаниях МО рассмотреть вопросы формирования метапредметных компетентностей учащихся на интегрированных учебных занятиях, разработать программы преемственности формирования обобщенных учебных умений по каждому предмету и параллели.

Срок исполнения: второе полугодие 2017/2018 уч.года

  2.2.Изучить содержание учебных программ разных предметов и составить программу использования межпредметных связей по определенным темам разных предметов.

Срок исполнения: до мая 2017/2018 уч.года

  2.3. При организации предметных недель точных наук, естественных и общественных наук, белорусского языка и литературы предусмотреть

проведение интегрированных и бинарных уроков, интегрированных внеклассных мероприятий, организовать взаимопосещение учебных занятий с последующим самоанализом и анализом уроков согласно критериям эффективности современного компетентностно-ориентированного урока.

Срок исполнения: второе полугодие 2017/2018 уч.года

3.Учителям-предметникам профильных классов:

  3.1.Использовать эффективные образовательные практики реализации предметного содержания на повышенном уровне на основе межпредметной интеграции.

Срок исполнения: постоянно

  3.2.Повысить качество выступления учащихся профильных классов во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, в учебно-исследовательских конференциях.

Срок исполнения: 2018/2019 уч.год

  3.3. Оформить методические сборники дидактических материалов, компетентностно-ориентированных заданий по формированию метапредметных компетентностей учащихся XI профильных классов.

Срок исполнения: март 2017/2018 уч.года

4.Учителям-предметникам:

  4.1.При планировании содержания учебного материала предусматривать осуществление внутрипредметных и межпредметных связей на уроках.

Срок исполнения: постоянно

  4.2.Для успешного формирования метапредметных комптентностей учащихся в условиях межпредметной интеграции предусматривать должный уровень дидактического обеспечения: опорные карты, мыслительные листы, карты-памяти, логико-смысловые модели, памятки.

Срок исполнения: постоянно

  4.3.Для повышения успешности образовательного процесса обеспечить интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся, разнообразить формы проведения, используя активные методы обучения.

Срок исполнения: постоянно

  4.4. При организации образовательного процесса на основе межпредметной интеграции шире использовать исследовательские, поисковые виды деятельности учащихся; обеспечить формирование умений оформлять и защищать рефераты.

Срок исполнения: постоянно

  4.5. Активизировать работу по формированию информационных компетентностей учащихся, а именно умения сканировать и перевода информации из одной формы в другую.

Срок исполнения: второе полугодие 2017/2018 уч.года

  4.6.Повышать уровень культуры учебного труда учащихся: обучать умениям и способам работы с книгой, словарями, документами, вырабатывать у учащихся умение самостоятельно учиться.

Срок исполнения: постоянно

  5.Педагогу-психологу Силяве О.В. обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Срок исполнения: постоянно

свернуть

График проведения открытых уроков в 4-11 классах в плане подготовки педагогического совета

День недели

Урок

Класс

Кабинет

Предметы

 

Учитель

 

 

12 декабря

вторник

 

3-4 урок

10.30

11 «А»

физмат

200

Математика

Физика

Метла Т.В.

Дегтярев И.П.

13 декабря

среда

3 урок

15.25

4 «В»

216

Математика

Мая Радзіма- Беларусь

Толсташева М.Т.

 

14 декабря

четверг

 

6 урок

13.30

7 «Б»

305

Искусство

Литература

Музыка

ИЗО

Безуматова Е.В.

15 декабря

пятница

3 урок

 10.30

11 «Б»

хим-био

301

Химия

Биология

Сорокина К.А.

Березина О.В.

15 декабря

пятница

5 урок

12.30

11 «А»

филологи

302

Английский язык

Русский язык

Титова В.В.

Рожкова Е.В.

20 декабря

среда

 

5 урок

12.30

 

6 «Б»

203

Информатика

Русский язык

Оболевич И.В.

 

 

20 декабря

среда

 

2 урок

9.30

9 «А»

312

Бел.мова

Бел.літаратура

 

Позняк Т.В.

свернуть

Сценарий педагогического совета

Педагогический совет

«От межпредметных целей к интегрированному учебному занятию в контексте компетентностного подхода: от идеи к реализации»

 

Цель: выявить механизмы проведения эффективного интегрированного учебного занятия и определить возможность реализации межпредметных связей на уроках, учитывая их роль в развитии метапредметных компетентностей учащихся

 

Задачи:

 

  1.Определить теоретический уровень подготовки и изучить имеющийся опыт работы педагогов по решению межпредметных целей на учебных занятиях.

  2.Выявить возможности интегрированного учебного занятия для успешного развития метапредметных компетентностей учащихся.

  3.Определить критерии  и показатели эффективности современного компетентностно-ориентированного урока, проведенного на основе межпредметной интеграции.

  4.Наметить пути развития профессиональной компетентности педагогов по внедрению межпредметных связей на уроках и внеклассных мероприятиях.

 

 

План подготовки педсовета

«От межпредметных целей к интегрированному учебному занятию в контексте компетентностного подхода: от идеи к реализации»

      1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формирования метапредметных компетентностей учащихся в рамках проведения интегрированных учебных занятий, организация выставки литературы. 

Учителя-предметники

 

   2. Заседание творческой группы педагогов по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетентностей учащихся в условиях профильного обучения».

Руководитель проекта

 

  3. Разработка планов-конспектов интегрированных и бинарных уроков по профильным предметам.

Учителя-предметники

            

    4. Проведение панорамы открытых уроков по тематике педагогического совета, проведение анализов и самоанализов уроков по достижению метапредметных результатов уроков.

Учителя-предметники

  5. Программа наблюдения: посещение уроков учителей, работающих в  профильных классах, с целью оценки эффективности интегрированного учебного занятия и определения степени сформированности метапредметных компетентностей выпускников школы.

Администрация

                                                

     6. Проведение  научно-практического семинара по теме ««Виды межпредметных связей и их роль в развитии когнитивных способностей учащихся и повышении эффективности образовательного процесса».

Осколкова В.А.

 

   7. Проведение заседаний методических объединений по проблеме межпредметной интеграции.                                      

Руководители МО

     

 8. Выпуск методической продукции: технологические карты открытых интегрированных уроков с применением метапредметных технологий.                                                                                                                                                     

Члены творческой группы по проекту

 

  9. Диагностика педагогов «Определение уровня профессиональной компетентности учителя»

Осколкова В.А.

                                                      

 10. Оценка педагогами уровня сформированности метапредметных компетентностей учащихся XI профильных классов.

Учителя-предметники

   11. Самооценка уровня сформированности метапредметных компетентностей учащимися XI профильных классов.

Учащиеся XI классов

                                     

  12. Психодиагностические исследования учащихся с целью определения уровня интеллектуального развития и уровня сформированности коммуникативных компетенций учащихся XI профильных классов.

Силява Е.В.

 

   13.   Анкетирование родителей, педагогов, учащихся по сформированности навыков учебного труда, по использованию межпредметной интеграции.

Зам. директора по УР

 

       

 

Повестка дня

 

 1. Формирование метапредметных компетентностей учащихся средствами межпредметной интеграции в контексте компетентностного подхода.

Осколкова В.А.

  

  2. Межпредметная интеграция на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности как условие развития исследовательских компетентностей учащихся профильных классов.

Сорокина К.А.

                            

   3. Реализация межпредметных связей русского языка и литературы с другими учебными предметами как средство повышения познавательной активности учащихся.

Бриль О.О.

 

  4. Особенности реализации межпредметных связей в процессе обучения математики и информатики.

Оболевич И.В.

 

    5. Межпредметные связи на уроках английского языка – условие и результат компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся.

Филимончик Н.А.

 

      6. Интеллектуальное развитие младших школьников средствами межпредметной интеграции.

Шершнева И.К. 

 

    7. Подведение итогов работы. Рефлексия педсовета «Свободный микрофон». Выработка решения заседания педагогического совета.

                                                                               

 

 

Список использованной литературы

 

1.Мистюкович, Р.А. Инновационный проект «Формирование обобщенных учебных умений средствами межпредметной интеграции»// Народная асвета.- 2015.- №5. – С.51

2.Страковская, А.Е., Антончик М.Б. Межпредметная интеграция на уроках биологии и географии // Народная асвета.- 2015.- №5. – С.54

3.Юшкевич, Н.Т. Интеллектуальное развитие средствами межпредметной интеграции // Народная асвета.- 2015.- №5. – С.58

4.Калашникова, Т.Е. Интегрированные и бинарные уроки: системность, комплексность, гармония // Народная асвета.- 2015.- №5. – С.67

5.Слесарава, І.М. Міжпрадметныя сувязі на ўроках літаратуры: арганізацыя, кіраванне, сэнс. //Кіраванне ў адукацыі.- 2011.- №4.- С.46

6.Коренко, А.А. Межпредметные связи – условие и результат комплексного подхода в обучении и воспитании учащихся.//Современное образование Витебщины.- 2017.- №2 – С.33

7.Морозова, Н.В. Межпредметные связи: перенос знаний из предмета в предмет. // Народная асвета.- 2015.- №2. – С.74

8.Климович, А.В. Межпредметные связи как условие исследовательского обучения географии.// Народная асвета.- 2012.- № 12. – С.16

 

свернуть