С 2016/2017 учебного года школа работала над реализацией Республиканского инновационного проекта "Внедрение модели формирования метапредметных компетентностей учащихся в условиях профильного обучения".
Работа над данным инновационным проектом:
1. Помогает педагогам правильно построить компетентностно-ориентированный урок согласно следующей технологизации: цель – деятельность – компетенция, необходимым условием которого является личное включение учащегося в активную деятельность по поиску, усвоению и переработке информации. Педагоги усвоили основную задачу – «научить учиться» учащихся через предмет и применять знания в нестандартных ситуациях, а также роль учителя – организатор активной познавательной деятельности учащихся, консультант, менеджер образовательного процесса, позволяющий ученикам самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающий учащихся в активное решение созданной проблемы по изучаемому профильному предмету.
2. Содействует повышению эффективности учебных занятий и способствует развитию метапредметных компетентностей учащихся:
- развитию приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитию умений осуществлять обработку информации, в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию;
- формированию у учащихся навыков самоконтроля и самооценки; самовыражению чувств и эмоций учащихся, рефлексивной деятельности;
- эффективному усвоению учебного материала через активизацию познавательной деятельности учащихся и систематизацию знаний;
- проявлению и развитию поисковой активности учащихся и педагогов, формированию исследовательских умений.
3. Содействует обеспечению преемственности общего среднего образования и высшего образования, созданию метапредметного фудамента для успешного продолжения обучения в университете.
Сформированные метапредметные компетентности позволят учащимся эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению учебно-познавательных проблем.
Приложение 1. Психолого-педагогическое сопровождение
Приложение 2. Методические материалы, рекомендации
Приложение 3. Диагностика педагогов
Приложение 5. КТП по проф.предметам с метапредметным подходом
Приложение 6. Материалы педсовета по компетентностному подходу
Приложение 7. Материалы педсовета по межпредметной интеграции
Приложение 8. Уроки метапредметные 10кл
Приложение 9. Бинарные метапредметные уроки 11 проф. классы
На состоявшемся 5 января 2018 года заседании педсовета школы «От межпредметных целей к интегрированному учебному занятию в контексте компетентностного подхода: от идеи к реализации» был проведен анализ деятельности педагогов по формированию метапредметных компетентностей учащихся в условиях межпредметной интеграции и намечены пути и способы совершенствования работы в данном направлении. Определены критерии эффективности компетентностного интегрированного урока и выявлены противоречия практики в вопросах подготовки интегрированных и бинарных уроков. Проведена панорама открытых бинарных уроков в XI профильных классах, интегрированных уроков по белорусскому языку и литературе, информатике и русскому языку, искусству, математике и предмету «Человек и мир» и дана экспертная оценка эффективности формирования метапредметных компетентностей.
Проведена диагностика учителей по определению уровня профессиональной компетентности учителя, анкетирование учащихся, педагогов и родителей по проблеме межпредметной интеграции, по вопросу сформированности навыков организации учебного труда учащихся. Проведены психодиагностические исследования учащихся с целью определения уровня интнллектуального развития и уровня сформированности коммуникативных и информационных компетенций учащихся XI профильных классов. Произведена оценка и самооценка уровня сформированности метапредметных компетентностей учащихся XI классов.
На открытых интегрированных и бинарных уроках успешно использовались учебные мультимедийные презентации, технические средства обучения, дидактические и наглядные материалы.