ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Подготовка учащихся к исследовательской деятельности (введение в методологию научного исследования).
- Выбор проблемы (от общего к частному).
- Исследование проблемы (анализ специальной литературы и периодических изданий, социологические опросы, индивидуальные консультации с ведущими специалистами).
- Разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования).
- Практическая работа и анализ полученных результатов (экспедиция и походы, работа в архивах, встречи с непосредственными участниками изучаемых событий, опытная и экспертная работа и т. д.).
- Подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы).
- Презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы).
- Рефлексия.
Следует отметить, что вместе с тем, что исследовательская деятельность учащихся является первой «ступенькой» в науку, она носит не научный, а обучающий характер. Это означает, что главной целью учебных исследований является развитие личности учащегося, а неполучение объективно нового результата, научного открытия. Соотношение научного и образовательного в исследовательской деятельности учащихся тесно переплетено и увязано.
Структура исследовательской работы:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) перечень условных обозначений (при необходимости);
5) основная часть (из глав и параграфов);
6) заключение;
7) список использованных источников;
8) приложения (при необходимости).
Небольшой по объему (2–3 страницы) фрагмент исследовательской работы, где обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, формулируются цель, задачи, гипотеза, объект и предмет, указываются методы исследования.
К теме исследовательской работы предъявляется ряд требований:
- актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);
- корректность употребления терминов, понятий, формулировок;
- проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер.
Цель исследования – основное направление исследовательской деятельности, ее планируемый результат.
Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели, конкретизируют ее и определяют основное содержание работы. При определении задач целесообразно использовать глаголы: определить, раскрыть, создать, выявить, разработать, установить, обосновать и др.
Ошибки в формулировании задач:
- задачи формулируются более широко, чем цель;
- задачи формулируются почти так же, как и цель;
- задачи располагаются непоследовательно;
- большое количество задач.
Гипотеза – научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Возможная формулировка: если допустить, что…, то можно предположить … . В случае подтверждения гипотеза становится новым научным знанием, т. е. перерастает в «новизну» исследования. Если гипотеза не подтвердилась, то она отвергается и строится новая гипотеза, что отражается в заключении исследовательской работы.
Объект исследования – процесс или явление, которое создает проблемную ситуацию.
Предмет исследования–аспект(сторона) проблемы, при исследовании которого целиком познаѐтся объект, его главные черты.
Под методом исследования в науке понимается способ проведения исследования для достижения поставленной цели или способ построения и обоснования научного знания.
Основная часть состоит из разделов (глав) и подразделов (параграфов), в которых осуществляется теоретический анализ (обзор литературы по теме и анализ определенных научных явлений в аспекте проблемы исследования) и представляются материалы и результаты практического исследования.
Каждый раздел (главу) необходимо заканчивать краткими выводами.
Заключение не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении сжато излагается сущность результатов работы, обобщаются полученные данные в виде выводов, тезизов. Устанавливается подтверждена ли гипотеза, отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований. Количество и содержание пунктов заключения соотносится с задачами и содержанием работы.
Список использованных источников оформляется в соответствии с
требованиями. Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь и
включает все источники, на которые приводятся ссылки в тексте исследовательской работы (книги, статьи, интернет-источники, архивные материалы, электронные ресурсы и т. д.).
Требования к оформлению работ
исследовательского характера учащихся
Основные требования к оформлению работ, представленные ниже, предложены
А. М. Волочко[1,с. 222]. Данные требования носят рекомендательный характер и могут быть изменены организаторами конкурсов.
Общие требования:
работа исследовательского характера оформляется в формате Word; формат документа – А4 (ориентация книжная); шрифт – Times New Roman, размер – 14; абзацный отступ – 1,25 см; выравнивание – по ширине; межстрочный интервал – 1,5; размер полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм; шрифт чѐрного цвета, прямой; допускается использование курсивного, полужирного, курсивного полужирного выделения или подчѐркивания; не допускается перенос слов, установка отступов табуляцией или пробелом; работы исследовательского характера по учебным предметам «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык» должны быть в обязательном порядке написаны и представлены на соответствующем иностранном языке.
Оформление титульного листа:
название работы располагается по центру, шрифт – полужирный; на следующей строке по правому краю – фамилия, имя, отчество автора (-ов), полное название учреждения образования; ниже – фамилия, имя, отчество и должность и место работы научного руководителя. Работы по иностранным языкам на титульном листе должны быть набраны на иностранном языке и в переводе на русский язык.
Требования к оформлению других структурных элементов работы:
Каждый структурный элемент исследования (ВВЕДЕНИЕ,СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ,СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ) должен начинаться с новой страницы; заголовки структурных элементов располагаются в середине строк и без точки и печатаются прописными буквами; оглавление – с указанием страниц; текст работы выравнивается по ширине, заголовки разделов, подразделов и пунктов – с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчѐркивая; в тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника по списку и через запятую – номер страницы, например: [43, с. 91];нумерация страниц сквозная, при этом на титульном листе и содержании номера страниц не указываются; номера страниц указываются в правом нижнем углу; объем работы – примерно 20 страниц (без приложений); нумерация разделов, подразделов (пунктов), рисунков, таблиц, схем приводится арабскими цифрами без знака №; разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначаться арабскими цифрами без точки и записываться с абзацного отступа; подразделы имеют нумерацию в рамках каждого раздела; при этом номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделѐнных точкой, например: «1.2» – второй подраздел первого раздела; в конце номера точка не ставится, например: 2.2 Художественный мир А. Тарковского; иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, карты и другое) и таблицы следует располагать в работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые; иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные(подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы.