11 заповедей для родителей первоклассника
- “Не навреди”
Принцип Гиппократа “Не навреди” приложим и к воспитанию детей.
Неумелым объяснением-обучением можно очень быстро погубить в ребенке ученика. Поругали за неправильно выполненное домашнего задания, за то, что не понял объяснения, а следом уже ребенок перестал слушать, боится выполнять задание, не верит, что получится, идет в школу с плохим настроением.
- Уважайте чувства и мысли ребенка, он – Личность
В присутствии посторонних постарайтесь не ругать и не наказывать ребенка. На жалобы со стороны учителей, если таковые начнут поступать, отвечайте: "Спасибо, важно, что Вы сказали об этом. Мы обязательно поговорим с ребенком на эту тему дома".
- Поощряйте самостоятельность
Помните, когда Вашему ребенку было 3-4 года, он то и дело твердил «Я – сам!»? Так вот, сейчас важно эту «САМость»-самостоятельность поощрять и взращивать. Вы можете вместе вспомнить, каким замечательным помощником он был тогда! Похвалить его за активность и желание помочь и вновь начать давать ему посильную работу дома, определить совместно круг его домашних обязанностей.
Как можно чаще позволяйте вашему чаду делать самостоятельный выбор, это развивает чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и выбирает одежду, которую оденет на прогулку или в гости.
- Слушайте и говорите. И спрашивайте
Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи - залог хорошего обучения. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка, только в этом случае его познавательный интерес никогда не угаснет.
- Трудности – часть жизненного пути
Детей пугает неопределенность: будет ли добрым учитель, не обидят ли, не засмеют ли одноклассники. Стоит заранее зайти в школу, познакомиться с учительницей. Заодно обязательно стоит рассказать о ребенке: чего он боится, чего стесняется, какие у него особенности.
Научите ребенка делиться своими проблемами, можно и на собственном примере – рассказывайте о сложностях у себя работе, о том, что волнует вас. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие с одноклассниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением.
- Похвали ближнего своего
Что же делать, если появились первые трудности? Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего чада. Дети в возрасте 6-10 лет ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Будьте щедры на похвалу, для маленького первооткрывателя сейчас это очень важно. Как можно чаще хвалите Вашего ребенка. Хвалите словом и делом, улыбкой и лаской. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: "Попробуй еще раз. Вот увидишь, обязательно получится". И главное, сами верьте, что Ваш ребенок сам справится с любой непростой задачей, причем, в некоторых случаях и без вашей помощи.
- Активность и учеба в домашнем кругу
Стремитесь сделать полезным каждое ваше мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам готовить обед – самое время познакомить его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — весьма подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка найти и положить в корзину: две пачки печенья, три вишневых и два персиковых йогурта, пачку творога, литр яблочного сока, 1 килограмм бананов и 2 кило яблок (чем длиннее будет список продуктов, тем лучше, но сильно не увлекайтесь :))
Попробуйте сразу сказать все, что нужно купить, и больше не повторять перечень будущих покупок.
Вы готовитесь к приему гостей? Пригласите своего ребенка на роль помощника, оказать помощь - накрыть на стол, а именно: поставить на стол пять тарелок, возле каждой тарелки справа положить нож, а слева – вилку. Спросите: сколько вилок тебе понадобится?
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка вывески, слова-надписи, на рекламы, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте проезжающие мимо машины, деревья, красивые дома.
- Ученье – сын ошибок трудных или Замечание замечанию рознь
Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Например: На грязь и кучу исправлений в тетрадях часто мы говорим: «Ну ты и неряха у меня!» Сложней, но куда более действенно просто посетовать, какой же получился вдруг в тетради маленький беспорядок, стоит подумать вместе, как же с ним справиться. Или, Ваш ребенок не «черепаха», а просто обстоятельно и внимательно делает трудное задание.
Не стоит делать ребёнку несколько замечаний сразу.
Ни в коем случаи не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к формированию неуверенности в себе, либо к озлоблению на тех «лучших» детей и взрослых, которым «те, лучшие дети», больше по душе.
Вряд ли есть родители, которые бы обижались на своих детей за испачканные пелёнки, а вот за испачканные тетрадки - сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. И слова родителей: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" – просто недопустимы. Важно помнить об этом.
- Рабочее место – это важно или Порядок - есть Порядок
У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, то необходимо организовать рабочее место - письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом - учиться. К тому же мы помним, что успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Здорово, если покупку письменного стола и школьных принадлежностей вам удастся превратить в праздник, дать ребенку возможность самому разложить тетради, ручки, альбомы и все необходимое для учебы по ящикам стола так, как ему захочется, подчеркнув при этом, что он уже большой и сам распоряжается своими новыми вещами. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
- Учебе - час, потехе - половину часа
Важно правильно распределить время учебы и отдыха, одной из частых причин проблем с учебой, поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания.
Не стоит усердствовать в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6—7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр.
- Ты да я, да мы с тобой
Постарайтесь хотя бы иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами других - основа взаимопонимания.
И помните, - нет одинаковых детей.
и еще, пожалуй, самое главное: Нет универсальных советов-рекомендаций.
С любовью, педагог- психолог Алеся Дмитриевна!